Психосексуальное развитие и его этапы

Психосексуальное развитие и его этапы

Биология обеспечивает половую дифференцировку мозга по мужскому или женскому типу. Далее на основе этого мозгового диморфизма и врожденных программ поведения, реализуемых в рамках функциональной структуры психики, именуемой «Ф-М измерение», начинается процесс половой социализации. Этот процесс имеет ряд этапов. Концепции ПСР исследуют становление сексуальности человека в качестве психологического феномена, в отличие от процесса соматополового развития как биологического явления.

Кроме модели ПСР, предложенной 3. Фрейдом, в настоящее время сформированы современные модели, которые в той или иной мере отличаются друг от друга выделяемыми этапами. Единой, окончательно признанной концепции ПСР на сегодняшний день нет. Мы ориентируемся на разработанную именно в сексологии модель ПСР с соответствующими стереотипами маскулинности-фемининности и с выделением нижеследующих этапов.

Формирование половой аутоидентификации (полового самосознания)

  • Завершается к 3—5 годам. Происходит под действием социальных факторов, но на базе пренатальной половой дифференцировки мозга. Нa этом этапе ребенок осознает наличие двух полов и основные внешние, в том числе генитальные, различия между ними, осознаёт себя представителем определенного пола и понимает необратимость своей половой принадлежности.
  • В этот период ребенок задает характерные вопросы, играет со сверстниками в соответствующие игры с раздеванием (смотреться, и доктора, в папу-маму и т. д.), чтобы получить необходимую информацию.

Освоение стереотипов полоролевого поведения

  • Наибольшая активность в освоении этого поведения — 5-10 лет. Половая роль — это набор всех тех признаков (внешность, мимика, моторика, одежда, вербальные особенности, социальное поведение и т.д), которые позволяют отнести человека к определенному полу в данной социокультурной среде с присущими ей стереотипами маскулинности-фемининности.
  • Чтобы успешно осваивать навыки полоролевого поведения своего пола, необходимо сконцентрироваться на его проявлениях, надо выделить признаки своей половой роли, отделить их от особенностей полоролевого поведения противоположного пола. Соответственно, все присущие противоположному полу признаки и сам другой пол, как носитель этих признаков, отталкиваются. Возникает стадия половой сегрегации, когда мальчики и девочки разделены, по половому признаку и их отношения антагонистичны — этап межполовой агрессии (война полов). Контакты с другим полом, и даже возникающий к противоположному полу интерес, выражаются в антагонистической манере, например в форме «агрессивного ухаживания» (дернуть за косу, выбить портфель, толкнуть и пр.). Освоение ролей требует усилий и четкости, поэтому проводится с перехлестом, в утрированном виде и захватывает ребенка целиком. Мир своего пола неудержимо притягивает. Если для мужской роли характерна агрессивность, то мальчик играет в войну, и героические профессии, утверждается в мужских ролевых и в соревновательных играх и пр. Девочки осваивают женские роли и профессии, играют в куклы, в семью, в косметику, в посещение магазина и во все то, что характерно для существующих женских ролей. Освоение своей половой роли требует наличия образцов этой роли и образцов этого полового поведения, у подростка формируются кумиры, воплощающие идеалы его пола.
  • В дальнейшем половая сегрегация заканчивается конвергенцией полов, но сходятся уже не просто дети, а хотя еще и не взрослые, но уже мужчины и женщины, освоившие соответствующие половые роли и стереотипы маскулинности-фемининности.

Формирование психосексуальных ориентаций

  • Завершается формированием зрелой сексуальности. Обычно этот период длится от 12 до 26 лет. В формировании психосексуальных ориентаций условно выделяют три стадии, каждая из которых требует:
  1. выработки своих целей
  2. соответствующего закрепления на практике. Формирующиеся представления о сексуальной жизни должны в достаточной степени соответствовать требованиям реальной партнерской практики, чтобы облегчить начало половой жизни. Сама зрелая сексуальность во многом является результатом всего предшествующего ПСР, но шлифуется и становится полностью зрелой уже по ходу успешной реальной партнерской практики.
  • В результате этого этапа формируются индивидуальные сексуальные предпочтения (сексуальные сценарии, сексуальные роли, сексуальные экспектации, сексуальные стереотипы и т. д.). Взгляды на степень индивидуальной детализации формирующихся сексуальных предпочтений различны: от точки зрения, что формируются наиболее общие ориентации по предпочтительному полу партнера: гетеро-, гомо-, бисексуальные ориентации — до точки зрения, что формируются сугубо индивидуальные и детальные особенности предпочитаемого партнера и метода сексуального взаимодействия, вплоть до жестко регламентированных ритуалов сексуального поведения.

В норме выделяют следующие три стадии этого этапа, хотя границы между ними условны.

Формирование платонического (романтического) либидо

  • Формируется способность к переживанию любви и к поведению, обеспечивающему реализацию этой любви. Подросток постоянно влюбляется как в реальных людей, так и в героев книг и фильмов. В фантазиях превалируют романтические сцены, которые пока не включают в себя коитальную сексуальность. Если фантазии допускают сцены поверхностного эротического контакта, то это выражает (мощно платонической любви, без цели вызвать или получить сексуальную реакцию. Например, мальчик-подросток воображает, как он спас свою избранницу от хулиганов или пиратов. Но в ответ он получает от нее восхищение и признание, может быть, поцелуй, но не сексуальное возбуждение и реализацию полового акта.
  • Реализация романтической влюбленности подростка проявляется в стремлении быть вместе с объектом любви. Если это сверстники, то возникает стремление вместе готовить уроки, сидеть за одной партой, «дружить» и т. д. Гетеросексуальный мальчик учится навыкам формирования особых (любовных) отношений с избранной девочкой, учится особому общению с ней, ухаживает за ней, защищает ее, несет ее портфель и т. д. Однако постепенно эротические элементы включаются в его романтические фантазии, и начинается переход к следующей стадии.

Формирование эротического либидо

  • Формируются навыки телесного эротического контакта с объектом любви, с лицом значимого пола (для гетеросексуалов — противоположного пола) и навыки поведения, способствующие реализации этих эротических желаний. Сначала это имеет место в фантазиях, а далее осваивается на практике. При характерных для этой стадии свиданиях имеют место ласки, поцелуи, поверхностный, а далее и глубокий петтинг, но коитальная сексуальность обычно пока отсутствует.

Формирование сексуального либидо

  • В фантазиях происходит переход от эротического содержания к сексуально-генитальному, а телесной задачей становится стремление получить сексуальную реализацию, что воплощается в мастурбации Мастурбация на этапе докоитального ПСР играет крайне важную роль (особенно для мужчин). В мастурбации интегрируются в одну систему фантазии на тему партнерского сексуального контакта а с возникающими половыми реакциями, соответствующими ощущениями и достигаемым оргазмом, который подкрепляет и консолидирует эти аспекты сексуальности в единую систему. На этих этапах докоитального ПСР формируются представления о половой жизни, которые (в норме) должны в достаточной степени соответствовать требованиям реальной партнерской практики, чтобы облегчить начало половой жизни. Далее, уже непосредственно в реальном партнерском сексе (коитальный этап ПСР), наработанные предпочтения проверяются на адекватность, фильтруются и шлифуются, т. е. окончательно развиваются и закрепляются навыки успешной сексуальности. Только тогда можно говорить о завершении ПСР. В эти процессы адаптации к партнерскому сексу входят и эффективное сексуальное поведение, и соответствующие половые реакции. Например, при нормальном ПСР у нормативного гетеросексуального мужчины формируется поведение, которое конструктивно и эффективно решает задачи успешного партнерского гетеросексуального поведения: поиск партнерши и установление с ней эмоционального контакта, индукция у нее сексуального интереса, умелый переход к сексу, состоятельность его половой функции при нормативно-коитальной активности. Все это выражает сексуальную компетентность человека. Препараты Extra Super TadariseSuper VilitraSuper P-Force не только улучшают эрекцию но и продлевают половой акт.
  • Базируясь на всем предшествующем докоитальном ПСР, зрелая сексуальность окончательно формируется только по ходу реальной партнерской сексуальной практики (коитальный этап ПСР), причем обязательно успешной, т. е. той, которая при наличии всех благоприятных условий может завершаться оргазмом. В этом проявятся его консолидирующие и развивающие сексуальность функции. Именно наличие всех половых реакций копулятивного цикла, и особенно оргазма, служит мерилом полной адаптации в сексе. У мужчин должен сформироваться навык именно коитального оргазма (иначе невозможно продолжение рода). У женщин должен сформироваться навык получения оргазма от партнера: а) при петтинге и/или б) при сношении. Консолидирующие партнерство функции оргазма проявят себя у женщины не только при коитальном (вагинальном), но и при петтинговом оргазме, и эти функции достаточно важны как для женщины, так и для партнерства в целом. Уже по этой причине петтинговый вариант получения оргазма от партнера можно считать вариантом нормы у женщин. При абсолютной аноргазмии или при исключительно мастурбаторном варианте получения оргазма женщиной консолидирующего подкрепления оргазмом партнерского секса и образа самого партнера происходить не будет. Хотя релаксирующие, антистрессовые, профилактические (в отношении психосоматических расстройств) эффекты присущи и мастурбаторному оргазму.
  • При здоровом эмоционально-позитивном сексе без психотравм и невротического подавления сексуальности наличие первых половых реакций (возбуждения, эрекции или любрикации) уже говорит об определенной адекватности имеющейся сексуальности, но мерилом полной адаптации в сексе (в том числе адекватности сформированных эрогенных зон) является оргазм. Наличие оргазма служит критерием полного соответствия сексуальных предпочтений человека (сценарных и тактильных) требованиям реальности. Нужен определенный период успешной, достаточно часто завершаемой оргазмом половой жизни в реальном партнерстве, чтобы навык успешного секса закрепился и чтобы полностью завершилось ПСР.  Дальнейшее изменение и развитие сексуальности в более зрелом возрасте возможно, но уже менее существенно.
  • Однако у женщин, не имевших докоитального мастурбаторного опыта, половая жизнь возможна в силу их способности пассивно участвовать в половом акте. Активность мужчины обеспечивает начало коитальной практики в такой паре. Но далее сексуальность женщины должна окончательно развиться уже по ходу коитального этапа ПCP. Если этого не произошло, то у такой женщины имеет место задержка ПСР, которая обычно проявляется через оргазмические дисфункции.